Информация

Композиты на бизнес-джетах Falcon появятся через 10 лет

Французский производитель Dassault рассматривает возможность использования на следующем поколении бизнес-джетов Falcon композитных материалов в значительном количестве. По словам одного из топ-менеджеров завода компании в Биарриц, через 10 лет бизнес-джеты Falcon получат полностью композитное крыло. И именно этот завод имеет большой опыт в производстве композитных узлов.

Французская компания таким нововведением хочет снизить вес конструкции, что обеспечит экономию топлива. И если перспективные бизнес-джеты Dassault Falcon возможно будут иметь крылья, изготовленные из композитных материалов, то фюзеляж, скорее всего, останется алюминиевым.

При проектировании самолетов увеличение веса на 200 кг приравнивается к ухудшению аэродинамического качества на 2% и также увеличению на 2% удельного расхода топлива. В современной авиации это существенные величины, и поэтому инженеры-конструкторы стараются сэкономить вес конструкции всеми доступными способами. Однако снижение веса вступает в противоречие с прочностью, технологией и стоимостью производства и расходов на обслуживание воздушного судна. Поэтому всегда ищется компромисс, и конструкторы рассматривают три основных вопроса при выборе между композитами и металлом: Сколько веса можно сбросить, если это возможно? Каковы будут затраты на техобслуживание? Каковы будут издержки при производстве? 

«В сегменте бизнес-авиации цена является более сильным аргументом при принятии решения о покупке, чем на рынке коммерческих авиалайнеров», — подчеркивает старший эксперт по технологии производства Dassault Филипп Вуте.  «Для операторов затраты на техническое обслуживание планера и общие прямые эксплуатационные расходы являются очень важными. Именно поэтому в бизнес-авиации труднее оправдать более высокую стоимость композитных деталей по сравнению с алюминиевыми. Несмотря на то, что композитные элементы конструкции имеют преимущества перед традиционными металлическими деталями по усталостным характеристикам и защите от коррозии, из-за того, что  бизнес-джеты летают значительно меньшее коммерческих лайнеров, эти преимущества не играют существенной роли». 

Читайте также  Началось производство прототипа Falcon 6X

Новейший Falcon 5X и современный Falcon 7X имеют такое же количество композитов, как и другие серийные французские бизнес-джеты. Тем не менее, Dassault рассматривает использование различных методов производства композитных деталей, которые в будущем можно применять в основных компонентах планера. Например, станок для автоматической выкладки нитей, который используется при производстве хвостового конуса второго и третьего прототипа Falcon 5X, будет также изготавливать законцовки крыльев.

В 1985 году компания испытала в воздухе Falcon 20 с крылом, значительная часть которого была сделана из композитов. Тем не менее, дальше прототипа производитель не продвинулся.